Написать письмо
Сообщить коллеге
Социальное конструирование Социальные инновации Толерантность
     
Проектная деятельность / Развитие контента / Проекты 2008    
     
Гражданская идентичность    
     

Внедрение комплекса программ, обеспечивающих формирование гражданской идентичности в системе общего образования

  • В настоящее время приходится с тревогой констатировать отсутствие четкой стратегии молодежной политики, поддержки детских, подростковых и юношеских общественных организаций, участие в деятельности которых обеспечило бы решение задач личностного самоопределения и формирования идентичности личности в юношеском возрасте. Отсутствуют программы исследования особенностей социального портрета будущего поколения, что провоцирует случайность и высокую вероятность социальных рисков социализации в условиях неопределенности ценностного сознания и прогнозов социального развития. Феномен "негативной идентичности" получает все большую распространенность в условиях коренного пересмотра системы ценностей общества и неопределенности социальных идеалов и целей. Возможности института образования как ресурса развития гражданской идентичности и толерантности личности используются недостаточно эффективно.
  • Рост социального, этнического, конфессионального разнообразия в России на фоне кризиса идентичности и неопределенности ценностей и социальных установок придает особую актуальность школьной системе образования как институту обеспечения развития и консолидации гражданского общества, конструирования социального доверия, снижения уровня межэтнического напряжения, профилактики явлений ксенофобии, национализма и экстремизма, мигрантофобии и этнофобии.
  • Анализ стратегических целей и направлений развития позволяет выделить систему ценностных нормативных характеристик личности, воплощающей идеального представителя гражданского общества. К этим характеристикам относятся:
    • осознание себя гражданином российского общества, уважающего историю своей Родины и принимающего ответственность за ее судьбу в современном мире;
    • гражданский патриотизм;
    • принятие ценностей своей национальной культуры;
    • готовность к равноправному диалогу и сотрудничеству с людьми разных культур, религий, убеждений, толерантность к инакомыслию, иной позиции, мировоззрению;
    • осознание своей сопричастности к судьбам мира и человечества, готовность принять ответственность за прогресс и социальное благосостояние;
    • установка на овладение универсальными способами познания мира.
  Внедрение комплекса программ, обеспечивающих формирование гражданской идентичности в системе общего образования
   
Одаренность    
     

Разработка и апробация психолого-педагогических технологий формирования общей одаренности как условие выбора индивидуальной траектории обучения

  • В условиях перехода российского общества от индустриального к постиндустриальному информационному, ускорения темпов глобализации и научно-технологического прогресса, возрастания требований к социальной и профессиональной мобильности человека в постоянно изменяющихся условиях, образование является важнейшим ресурсом социально-экономического и политического развития страны. Резко суживается область репродуктивной и расширяется область инновационной деятельности человека практически во всех сферах общественного производства.
  • Развитие творческой, самостоятельной, инициативной личности становится смыслом и целью образования. Формирование мотивационной и познавательной готовности личности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни становится приоритетной задачей системы общего образования. Развитие компетентности к обновлению компетенций, умение учиться, самостоятельно ставить учебные цели и работать над их достижением – составляет цель образования и ключевое условие роста конкурентноспособности личности, общества и государства.
  • В соответствии с Концепцией модернизации образования школы переходят на профильное обучение, которое будет способствовать профессиональному и личностному росту человека при условии, если выбор профиля обучения сделан на основе всесторонней психологической диагностики способностей подростка.
  • Однако только эффективной и надежной системы комплексной диагностики общих способностей подростка как средства решения задач предпрофильной подготовки и профильного обучения уже недостаточно – в настоящее время очевидна необходимость перехода от диагностики к формированию общей одаренности в различных сферах деятельности.
  • Эффективное профильное обучение в старшей школе требует разработки и апробации психолого-педагогических технологий формирования общей одаренности с последующим обучением учителей, классных руководителей, практических психологов образования современным формам и методам развития мотивации к обучению и формирования общей одаренности на ступени среднего (общего) образования.
  Разработка и апробация психолого-педагогических технологий формирования общей одаренности как условие выбора индивидуальной траектории обучения
   
Профили обучения    
     

Психологическое сопровождение профилирования обучения в старших классах: диагностика и развитие готовности к выбору на основе анализа факторов развития личностного потенциала учащихся в системе общего образования

  • Проектирование профессиональной карьеры – процесс постоянный и требующий от человека умения делать выбор, принимать ответственные решения, анализировать свои личностные и профессиональные достоинства и недостатки, меняться в сложных жизненных ситуациях.
  • Период выбора профиля является периодом активного формирования личностного потенциала, причем формируются его составляющие неравномерно и неодинаково успешно, что оставляет поле для психологической и педагогической работы. Именно в этот период открываются широкие возможности содействия укреплению механизмов самостоятельности, ответственности и личностного выбора. Выбор при этом мы рассматриваем как внутреннюю деятельность, имеющую свою мотивационно-смысловую и операциональную структуру, предполагающую овладение определенными навыками и умениями и могущую быть в разной степени свернутой, автоматизированной, или развернутой.
  • Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Это требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса, эффективного методического обеспечения, достаточно высокого уровня профессиональной подготовки специалистов в области профильного обучения и предпрофильной подготовки.
  • Задача психологического сопровождения профилирования обучения в старших классах носит комплексный характер. На процесс и результат выбора профиля обучения влияют три стороны, активно участвующих в этом процессе: семья, школа и сам школьник.
  • Влияние семьи проявляется, во-первых, в формировании склонностей и предпочтений школьника, во-вторых, в поддержке позиции самого школьника либо в давлении на него. Существует целый спектр вариантов влияния семьи на выбор школьника: начиная с того, когда фактически семья сама делает выбор за ребенка, до противоположных вариантов, когда родители вообще не вмешиваются и не интересуются выбором ребенка, и он просто вынужден это делать сам (что еще не свидетельствует о самостоятельности выбора). Оптимальным в большинстве случаев выступает такая форма влияния семьи, когда семья активно включена в сам процесс поиска решения, но предоставляет окончательный выбор самому школьнику.
  • Влияние школы (здесь под этим словом обобщенно понимается вся образовательная среда, от учителей и школьных психологов до административных структур, занимающихся разработкой программ и организационными вопросами) проявляется в создании нормативной ситуации выбора, в определении набора альтернатив и информировании учащихся о содержании и последствиях тех или иных альтернатив и в возможных давлениях в том или другом направлении.
  • Ключевым звеном является, конечно, сам школьник. Предполагается, что выбор профиля обучения делается школьником на основании его интересов, склонностей и способностей. Поэтому традиционные подходы к решению задач профилирования ставят во главу угла именно задачу индивидуально-психологической диагностики интересов, способностей и склонностей, а также других устойчивых индивидуально-психологических характеристик, позволяющих предсказывать, какой именно профиль обучения будет оптимальным для данного учащегося.
  • Степень самостоятельности выбора ребенка зависит от нескольких факторов: во-первых, от структуры самих отношений в семье; во-вторых, от предоставляемой ребенку меры самостоятельности; в-третьих, от определенности у ребенка предпочтений и интересов (в случае отсутствия этой определенности влияние семьи, как и других внешних факторов, на выбор многократно увеличивается); в-четвертых, от особенностей личности самого ребенка, от того, насколько у него сформировался "каркас" личности, который позволит ему самостоятельно принимать решения и реализовывать их в жизни. В последние годы этот аспект проблемы получил обоснование в концепции и исследованиях личностного потенциала.
  Психологическое сопровождение профилирования обучения в старших классах: диагностика и развитие готовности к выбору на основе анализа факторов развития личностного потенциала учащихся в системе общего образования
   
Универсальные учебные действия    
     
  • Разработка и апробация Требований к структуре основных образовательных программ, результатам их освоения, условиям реализации и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение введения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения  
  • Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, роста темпов внедрения новых научных открытий в производство и социальную практику, стремительного обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как "уметь учиться".
  • Универсализация содержания общего образования в форме выделения инварианта фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе:
    • формирование гражданской идентичности учащихся;
    • сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
    • обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
    • достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
    • формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
  • В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "уметь учиться", способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Развитие универсальных учебных действий составляет психологическую основу успешности усвоения учащимися предметного содержания учебных дисциплин. К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию универсальных учебных действий, как психологической составляющей образовательного процесса, осуществляется стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов-новаторов, реализующих прогрессивные технологии образования и разделяющих тезис о приоритетности личностного развития учащегося как цели образовательного процесса, пытаются реализовать требование формирования универсальных учебных действий. Стихийный и случайный характер развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий, и как следствие школьной дезадаптации, росте девиантного поведения. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень общения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность (П.Я.Гальперин).
  Разработка и апробация Требований к структуре основных образовательных программ, результатам их освоения, условиям реализации и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение введения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения
     
   
   
 
Москва, 2009 © Все права принадлежат ЗАО "Институт социального конструирования" Тел. (499) 246-46-57
Все материалы портала могут свободно использоваться в любых целях, кроме коммерческих.
Распространение материалов сайта в коммерческих целях возможно только после письменного согласования с администрацией сайта.
Ссылка на сайт и автора материала обязательна.
Designed by RVV